За состоянием транспорта следит штатный механик: выявляет неисправности, контролирует регулярные замены. Обслуживаем технику на СТО в регионах по пути — там дешевле, чем в Москве. По всем нашим маршрутам есть список проверенных станций, на которые всегда можно заехать для планового ТО или экстренно, если что-то сломалось в дороге. Например, мерседесы мы обслуживаем в Екатеринбурге. Можем отвезти туда груз и поставить машину на ремонт, а потом отправить ее в рейс до Новосибирска. Скании ремонтируем в Твери — это недалеко от Москвы.
Поначалу я тратил на ремонты слишком много денег из-за того, что не знал, какие СТО хорошие, а какие нет. Недобросовестные завышали цены и приписывали работы, которых не было. И даже неплохие мастера часто предлагали не самые нужные замены. Сейчас наш механик точно знает, что необходимо чинить, и отказывается от лишних услуг.
Тяжело управлять водителями из-за разницы в возрасте
Первые водители, которых я нанял, сливали топливо. Они пытались убедить меня в том, что у них нормальный расход, хотя он вдвое превышал средние показатели. Они пользовались тем, что я еще не перевел на себя топливные датчики, стоявшие на машинах. Транспорт был в аренде, и первое время данные с ДУТ приходили арендаторам.
Водители обманывали меня с суммами на ремонт. Когда что-то ломалось в дороге, они устраняли неисправность и озвучивали мне счет. Я платил, так как не понимал, что люди ведут себя нечестно. Через месяц я это осознал и решил приостановить работу, чтобы наладить контроль и нанять более добросовестных водителей.
Еще у меня были проблемы из-за возраста. Когда я начал заниматься перевозками, мне было 24 года. Водители меня не уважали и не слушали. Когда я просил их экономить топливо, они довольно агрессивно объясняли мне, что я ничего не понимаю и не имею права их учить. Хотя я знаю, что расход дизеля напрямую зависит от стиля вождения.
В итоге я нашел такое решение. Сейчас у меня есть штатный механик. Помимо контроля за машинами он выполняет всю работу, связанную с привлечением и управлением водителями. Сотрудники меня не видят и не знают, что я молодой. Ко мне можно обратиться по телефону с вопросами — как к директору, но ежедневно с ними взаимодействует только механик. Он старше меня, и ему хватает авторитета — водители слушаются.
Сейчас у нас семь водителей, один сотрудник — подменный, если основной не может выйти на работу. Еще у нас есть логист и бухгалтер на аутсорсинге.
Водителей ищем через Авито и Хедхантер, иногда пользуемся платным продвижением вакансий. Людей мотивируем прежде всего гибким графиком работы — мы всегда готовы пойти навстречу и сделать индивидуальное расписание. Некоторым хочется работать 15 через 15, кому-то — 20 через 10. Раньше этот фактор привлекал водителей из регионов: им нравилось, что между рейсами они успеют съездить домой и отдохнуть. Но сейчас у нас трудятся в основном московские ребята — они оказались более дисциплинированными, так получилось, что с ними мы сработались лучше.
Нам тяжело привлечь водителей: сейчас многие хотят работать только на новых машинах. Поэтому мы стараемся больше платить и идти навстречу в личных просьбах. Если возникает ситуация, при которой водителя хочется уволить, мы вспоминаем про кадровый голод и стараемся найти компромисс. Убыток от простоя будет больше, чем сумма, которая нужна, чтобы исправить ошибку водителя. Но если сотрудник систематически нарушает правила, начинаем искать ему замену.
Сейчас мы не работаем за наличные, но раньше могли взять такой заказ по пути из региона в Москву. Деньги должны были получать водители, но они часто не справлялись. Были непонятные ситуации, когда водитель, несмотря на инструкции, отдавал груз без оплаты, а потом жаловался, что клиент закрыл ворота и не выходит.
Но самое страшное — это водители с алкогольной зависимостью. Однажды в рейсе сломалась машина, и водитель ушел в запой. Хотя до этого он полгода идеально работал, и мы даже не подозревали у него алкоголизм. Чтобы найти машину, я отправил туда таксиста. Геолокация у меня была, и я попросил человека приехать и посмотреть на всё происходящее в реальности. Мы успели прислать подменного водителя и не опоздали к грузополучателю, но ситуация для меня была стрессовая.
Планируем ездить за границу
Хочу заняться доставкой грузов из Турции и Азербайджана. Оттуда идет большой объем поставок продуктов питания, поэтому есть потребность в рефрижераторах. Из России за границу тоже возят еду и сырье для пищевых производств. Заказчиков я уже нашел.
Главная сложность в международных перевозках — найти водителей без просроченных долгов, которые уже переданы в Службу судебных приставов. Таких людей за границу могут не выпустить. В нашей сфере у многих водителей долги по алиментам, и это мешает. Пока я готовлю двух человек: сейчас они оформляют загранпаспорта.
Еще надо оформить лицензии на тягачи, разрешения на полуприцепы и сделать международные карточки водителей. На каждый рейс придется получать разрешение дозвол. Европейские тахографы у нас уже есть.
Оформлять остальные документы я планирую после того, как все водители получат загранпаспорта. Поскольку бумаги имеют ограниченный срок действия, я не спешу. Чтобы не заниматься этим самому, обращусь в юридическую фирму. Таких компаний сейчас много, и их услуги стоят совсем недорого относительно того, сколько времени они экономят.