Таблица, которая автоматически посчитает себестоимость кругового рейса. По результатам расчетов станет понятно, выгодно ли брать заказ. Пришлем на почту в течение получаса
Войдите в Cargo.Journal
Доступ к скрытым материалам, комментариям и папке «Избранное» — только для постоянных читателей журнала
Зарегистрируйтесь в Cargo.Journal
Доступ к скрытым материалам, комментариям и папке «Избранное» — только для постоянных читателей журнала
112
0
0

Сегодня «Нексус» — это 11 единиц техники (рефрижераторы и шторные полуприцепы), собственный отдел экспедирования и стангция техобслуживания. Однако 2024-2025 годы стали для компании серьезным испытанием.
Рынок грузоперевозок переживает глубокий кризис: тарифы, которые в прошлом году держались на уровне 220 000 рублей за рейс, в этом упали до 170 000. Экспедиторское направление, бурно стартовавшее весной 2024-го, просело. Компания столкнулась с ежемесячными убытками в несколько миллионов рублей.
В такой ситуации многие игроки рынка ищут спасения в «серых» схемах: оптимизации налогов, выдаче зарплат в конвертах, использовании «бумажного» НДС. Это дает сиюминутное преимущество в стоимости услуг. Но Тимур и его команда выбрали иной путь — принципиально работать только в белую.
Почему? Все просто: бизнес, построенный на гнилом фундаменте, не имеет будущего. «Когда мы собирались расти, было понимание, что при благоприятном рынке за пару лет мы дойдем до выручки в миллиард рублей. На таких оборотах в регионе стать незамеченным для налоговых органов невозможно», — объясняет Тимур.
Его уверенность подкрепляется печальным опытом знакомого, владельца автопарка, который провел год в СИЗО — и в итоге на всю жизнь получил субсидиарную ответственность, не снимаемую даже при банкротстве.
Сегодня переменные затраты «Нексуса» (топливо, зарплата водителя, налоги, «Платон», сервис) составляют около 50 рублей за километр. Тарифы при этом — 60-62 рубля. Кажется, что маржа в 10-12 рублей — вполне приемлемая. В действительности, ее съедают лизинги, кредиты и постоянные расходы: аренда офиса и базы, зарплаты административного персонала, страховки, IT-системы.
Чтобы выжить, компания постоянно «отрезает лишнее»: оптимизирует штат, каждые три месяца заново проводит тендеры среди поставщиков топлива и страховых компаний в поисках оптимальных расценок. Но главное — пересматривает логистические схемы. Отказались от убыточных маршрутов в Сибирь, сосредоточились на Центральной России для повышения оборачиваемости, а на одном оставшемся рейсе на Дальний Восток пробуют двойные экипажи, чтобы машина не простаивала.
«При наезде 35 000 км в месяц вполне реально окупить лизинги и вывести сцепку в ноль. Хотя прибыли мы не увидим еще долго», — делится расчетами Тимур.
Стратегия компании сегодня — это гибкость и аналитика. Портфель заказчиков за год обновился на 70%: многие прежние клиенты стали неплатежеспособными. Теперь каждую неделю команда детально разбирает, какие рейсы были успешными, а какие провалились — и почему (как правило, причины в недогрузе на обратном рейсе).
Пробуют новые ниши, например, перевозку автомобилей из Владивостока — там прямой контакт с клиентом и минимум рисков неоплаты. Думают о замене части рефрижераторов на более универсальные 16-метровые шторные полуприцепы, так как надбавка за реф в 2025 году не покрывает риски, связанные с температурным режимом.
По всему офису компании буквально на стенах написано слово «эффективность». И это не красивый лозунг, а руководство к действию. Даже собственное СТО, которое раньше было необходимостью для поддержания старого парка, теперь рассматривается в первую очередь с точки зрения финансовой целесообразности.
Тимур не теряет оптимизма. Он верит, что с введением системы «ГосЛог» рынок станет прозрачнее, и нечестные игроки потеряют преимущество. Мечтает о государственной поддержке, подобной ковидным мерам. И даже допускает отмену УСН в отрасли в пользу патента или ОСН, чтобы уравнять условия для всех участников тендеров.
Он не боится конкуренции с гигантами даже в отдаленном будущем. Рынок грузоперевозок крайне капиталоемкий, и чтобы забрать, к примеру, 80% доли, понадобятся сотни тысяч сцепок. Для сравнения, самый крупный игрок сегодня имеет лишь 5 000. Как и в Европе, где рынок более зрелый, всегда останется место для гибких частных компаний — подобно небольшим магазинам у дома, выживающим рядом с сетевыми гигантами. Главное — пережить кризис.
Основной вывод, который делает Тимур Новожилов, — отказ от соблазна решить проблемы за счет ухода от налогов. «Если мы с помощью серых схем пройдем сложные времена, то в хорошие времена к нам придет налоговая, и сложные времена снова настанут именно у нас. А найденное решение в рамках закона будет работать всегда». Формула выживания с принципами: быть гибким, эффективным, заботиться о команде и клиентах и готовиться к рывку, который обязательно последует за кризисом.
Полностью послушать рассказ Тимура можно здесь: Rutube, YouTube, ВКонтакте.