Таблица, которая автоматически посчитает себестоимость кругового рейса. По результатам расчетов станет понятно, выгодно ли брать заказ. Пришлем на почту в течение получаса
Войдите в Cargo.Journal
Доступ к скрытым материалам, комментариям и папке «Избранное» — только для постоянных читателей журнала
Зарегистрируйтесь в Cargo.Journal
Доступ к скрытым материалам, комментариям и папке «Избранное» — только для постоянных читателей журнала
471
0
0
В Магнитогорске, где базируется наша компания, есть градообразующее предприятие — Магнитогорский металлургический комбинат. Это самое крупное в Европе и одно из крупнейших в мире предприятий такого рода. Экономическая деятельность города преимущественно завязана на работе комбината.
В 2016–2017 годах, когда у нас было 2–3 сцепки, мы работали главным образом через экспедиторов с ATI.SU. Но понимали — неправильно возить грузы через посредников, когда у нас за забором крупный комбинат и с него ежедневно уезжают тонны продукции.
С этими мыслями я позвонил в отдел логистики комбината с предложением заключить с нами договор, но получил отказ. Мне объяснили, что предприятие сотрудничает с компаниями с автопарком от 15 сцепок, и они полностью закрывают транспортные потребности комбината. Сказали: «Подрастите, а потом поговорим».
Но я не был согласен с таким подходом: как расти в условиях моногорода? за счет чего?
Я все понимаю, крупные компании — это проще. Но мы базируемся в этом городе, наши машины стоят за забором от комбината. Мы можем по щелчку подъехать и загрузиться.
Ответ логистической службы меня не устроил. И я стал писать письма: генеральному директору комбината, а также главе нашего города — он справедливый и уважаемый человек. По-моему, писал губернатору Челябинской области. Был готов написать даже собственнику комбината, если бы у меня был его контакт.
Смысл писем был следующий: наша компания базируется в Магнитогорске; водители, которые сидят за рулем наших машин — жители Магнитогорска; супруги водителей и сотрудников — тоже коренные жители города, многие работают на этом самом комбинате. Наши дети ходят в школы и детские сады Магнитогорска, и налоги мы платим в бюджет города. Так почему же тогда градообразующее предприятие не может заключить с нами контракт?
На предприятии мне говорили, что новые договоры на перевозку они не заключают — нет такой потребности. Из администрации города писали, что комбинат — коммерческое предприятие, и они не могут дать ему распоряжение. Год-полтора я получал отказы и снова пытался достичь результата.
Однажды мне позвонил один из руководителей отдела логистики предприятия и сказал: «Приезжайте, мы начинаем заключать новые договоры на следующий год». На тот момент у нас было 5 машин. Я не знаю, что в итоге сработало — письма, звонки или все вместе. Но своей цели мы добились.
Дальше важно было показать серьезность нашего подхода и доказать, что мы не уступаем более крупным коллегам. Вначале у меня были опасения — боялся, что не вывезем. Но когда начали работать, стали понимать требования предприятия, сориентировались — и стало легче.
Никакого испытательного срока у нас не было — сразу бросились выполнять заказы. Правилы игры довольно простые: выполняешь условия договора — хорошо, не выполняешь — тебе найдут замену.
Однажды мы отклонились от договорных отношений, не поставили нужный объем транспорта, и действие договора с нами приостановили. Это был хороший урок: пришлось извиняться, теперь условия договора выполняем очень строго.
Бизнес-процессы в компании менять не пришлось. Единственное, что я сделал — перенес стоянку автотранспорта поближе к проходной комбината.
С момента заключения договора металлургический комбинат стабильно давал нам работу. Благодаря этому мы пережили пандемию с ее спадом в объемах грузоперевозок — заказы от предприятия позволили не простаивать транспорту. А в 2023 году, когда спрос на транспортные услуги был повышенным, мы всегда ставили заказы комбината в приоритет, помня, как они выручили нас в трудное время.
И сейчас во многом существуем за счет комбината — почти 100% рейсов из Магнитогорска совершаем по его заказам. Обратные рейсы для него тоже бывают. Плюс работаем по договорам с другими предприятиями региона. А если и по ним нет заказов, загружаемся через ATI.SU.
Я считаю, что для комбината наше главное преимущество перед крупными перевозчиками — в том, что с нами проще решить любой вопрос. Это можно сделать буквально одним звонком, одним смс-сообщением. В крупных компаниях надо заходить через ответственное лицо (логиста, механика), ждать согласования с двумя-тремя людьми, прежде чем вопрос дойдет до директора и по нему будет решение. Мы же более оперативные и гибкие.
Кроме того, в отличие от крупных компаний, мы соглашаемся на неудобные рейсы — понимаем, что это работу тоже надо кому-то выполнять.
Однажды нам потребовалось заключить договор с другим предприятием — чтобы обеспечить обратную загрузку в Магнитогорск. Ситуация повторялась: с небольшой транспортной компанией никто не стал бы просто так заключать контракт.
Тогда я пошел на небольшую хитрость: в ходе торгов на электронной площадке предложил этому предприятию цену за рейс в два раза ниже рыночной. Мне позвонили и с сомнением уточнили, точно ли я готов везти груз по такой ставке. Я сказал: «Заключим договор — повезу». Так съездил в несколько рейсов — брал для этого короткое плечо, чтобы минус был небольшой. А потом мы постепенно стали работать по нормальным ставкам по этому договору.
Небольшим компаниям в похожей ситуации я бы посоветовал найти способ продать свои услуги. Если получили возражения — отработать их и выйти с новым, более подходящим предложением. Терпение и труд все перетрут, я проверял.